Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными,
неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении,
нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать
исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха
будет гораздо сложнее.
Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия — нарушение
звукопроизношения — замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов,
неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность
произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.
Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учѐтом индивидуальных
особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи
специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции
произносительных навыков должна продолжаться и дома.
Логопед советует
Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание
грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из
одной щеки в другую и т.д.
Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем
случае не использовать «детский язык».
Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять
желание их задавать.
Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней
слова местами.
Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель —
заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их
более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов
артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного
произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время
необходимо работать перед зеркалом.
Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20
минут.
Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия,
способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с
малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться
превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную
атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить
его.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего
ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом
развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две
разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или
сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или
счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для
основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести
косички из разноцветных шнурков.
Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько
восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с
рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать
карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В
деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные
упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать
рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.
Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его
движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы
договаривая текст.
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников.
Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще
только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезкое выраженное отставание в речевом
развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых
предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков «б-п» он не будет знать, какая первая буква — б или п должна быть написана в слове «булка» или в слове «потолок». Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова «мишка» и «миска» (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков «с-ш», поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
• Картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.
• Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже,
никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
• Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название
повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
• Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.
• Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ.
Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша
во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки
спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а
следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок
доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно
неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем — и в письме.
Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут
сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
Например, звуки «з-ж». Объясните ребенку, что звук «ж» похож на жужжание жука
(ж-ж-ж-ж), а звук «з» — на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно
изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень
высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при «з» — улыбка, при «ж» — «рупор»). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков — для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком «з», а жужжание жука со звуком «ж», сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.
Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока
ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения
приходится проводить в течение нескольких дней.
После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух
нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с
соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков
ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно
потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот
некоторые игры, которые вам помогут.
Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий — «Эхо»,
которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если «эхо» ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.
Все, конечно же, помнят игру своего детства «Испорченный телефон». Эта игра как
нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.
Путаница. Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между
собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: «Русская красавица своей козою славится»; «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку»; «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку». Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например «точка-кочка-бочка-дочка».
Можно предложить и такие игры-упражнения хлопнуть в ладоши, если в слове будет
слышен, например, звук «ж». При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук «ж» надо произносить, несколько подчеркнуто.
Упражнение-тест. Пиши «кружочками» для оценки фонематического слуха.
Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько
звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово «суп» надо изобразить тремя
кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых
нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов,
обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к
каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно
(допускается одна ошибка).
Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор,
пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями.
Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.
Успехов вам!
Советы родителям
1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие
члены семьи, которые тоже в них нуждаются.
3. Не смотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой»,
отказываясь от своей личной жизни.
5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
8. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования
чрезвычайными.
9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят
ему Вас.
10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте
чужой.
13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить
самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Памятка для родителей.
Уважаемые родители!
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся
два раза в неделю – индивидуально или в подгруппе, в зависимости от сложности
речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому обучающему, в
соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом. Домашние задания
даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических
занятиях.
При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное
небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения
заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений,
цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте
ситуацию успеха. Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного
звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не
исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.
Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений.
Отправить ответ