Логопедический массаж

Логопедический и зондовый массаж в практике логопеда

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих как нормализации произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Для чего нужен логопедический массаж.

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Логопедическим массаж также показан пациентам после инсультов и черепно-мозговых травм.

Логопедический массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и нёбо. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького ребенка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно.

После сеансов массажа у пациентов нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата. С использованием логопедического массажа существенно сокращается время коррекционной работы, в особенности время над развитием произносительной стороны речи.

Массаж лучше проводить циклом в 10—20 процедур. Массаж языка не обязательно делать изо дня в день, можно ограничиться двумя-тремя процедурами в неделю, проводимыми подряд или через день. Циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. Если наблюдается ярко выраженное нарушение тонуса мышц, то массаж можно проводить более длительный срок.

 

Кто может делать логопедический массаж.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т. е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

 

Кто назначает логопедический массаж

Назначает логопедический массаж обычно логопед или невропатолог после обследования ребенка. Перед началом курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

 

 

Противопоказания к проведению логопедического массажа

  • Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка
    • гематомы на массируемом участке тела
    • активная форма туберкулеза
    • болезни крови и капилляров
    • тромбоз сосудов
    • острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
    • онкологические заболевания
    • инфекционные раны
    • фурункулез
    • ОРЗ

• гиперчувствительность

эпилепсия

• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

 

Виды логопедического массажа

Массаж бывает расслабляющий и тонизирующий в зависимости от нарушения.

1. Классический массаж

Классический массаж проводится с использованием основных массажных приемов – поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Движения различаются по силе воздействия: седативные – глубокие и медленные, тонизирующие – поверхностные и быстрые.

2. Зондовый массаж

Одним из видов лечебного логопедического массажа является зондовый массаж по методике Е. В. Новиковой, который используется при всевозможных речевых нарушениях. Е. В. Новикова создала комплект зондов и разработала своеобразный массаж губ, языка, щек, скул, мягкого неба с их помощью. С помощью этих зондов производят различные движения в виде скольжения, давления, отодвигания, перетирания мышц.

3. Сегментарно-рефлекторный массаж

Сегментарно-рефлекторный массаж основан на принципе использования сегментарного строения тела. При коррекции речи предусматривается массаж только отдельных частей тела: лица, шейного, верхнего грудного (воротниковой зоны), волосистой части головы.

4. Массаж по биологически активным точкам (БАТ)

Биологически активные точки (БАТ) – это незначительный участок кожи и подкожной основы, где имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (нервы, сосуды, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, отмечается болезненность при пальпации.

Метод точечного массажа, или прессация (акупрессура) – это воздействие на точки акупунктуры пальцами. Просторному распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж, его действенность, отсутствие вредных влияний.

 

Цели логопедического массажа:

— повышение объема и амплитуды артикуляционных движений;

— формирование координированных, произвольных движений органов артикуляции;

— нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

— активизация групп мышц периферического речевого аппарата с недостаточной сократительной активностью;

— стимуляция проприорецептивных ощущений;

— уменьшение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (гиперкинезы, судороги и т.п.);

— снижение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.

Комплексное воздействие.

В комплексе с логопедическим массажем с целью тренировки всех групп мышц, участвующих в речеобразовании, проводится постизометрическая релаксация (ПИР) мышц языка и артикуляционная гимнастика.
Постизометрическая релаксация (ПИР) включает в себя гимнастический комплекс, направленный на расслабление мышц плечевого пояса и шеи, что расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируются движения нижней челюсти.
С помощью артикуляционной гимнастики в органах артикуляции формируются полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.